Мэр Москвы открыл учебно-практический полигон для студентов колледжей 23.01.2025

В преддверии Дня российского студенчества, который отмечается 25 января, Мэр Москвы Сергей Собянин и Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и открыли новый кулинарный полигон практической подготовки Московского образовательного комплекса «Запад» и поздравили студентов с наступающим Татьяниным днем.

Это современное двухуровневое пространство, максимально приближенное к реальным условиям работы поваров и кондитеров на предприятиях общественного питания.

В преддверии Дня российского студенчества, который отмечается 25 января, Мэр Москвы Сергей Собянин и Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и открыли новый кулинарный полигон практической подготовки Московского образовательного комплекса «Запад» и поздравили студентов с наступающим Татьяниным днем.

«Поздравляю с наступающим Днем студента! В Москве около миллиона студентов, учащихся колледжей, вузов. Желаю вам и в вашем лице всем студентам успеха: не только успешной учебы, но и успешно найти себя в жизни, получить хорошую специальность. В Москве есть для этого все: и хорошее образование, и специальности. Работа на любой вкус. Главное — было бы желание, энергия и способности, чего вам, я надеюсь, не занимать. Спасибо вам огромное, спасибо преподавателям колледжей, вузов, которые готовят вас, которые вкладывают в вас свою душу. А мы будем делать все возможное, чтобы материальная база наших учреждений становилась лучше, программы становились более предметными. Я надеюсь на поддержку наших коллег, работодателей, которые тоже будут вместе с нами работать над тем, чтобы вы получали достойную и нужную специальность для города и для конкретных предприятий. Думаю, в рабочих местах недостатка не будет», — сказал Сергей Собянин.

Мэр Москвы поблагодарил Президента России, Правительство России и Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова за помощь в реализации этой программы. По его словам, в развитие среднего профессионального образования вкладываются большие ресурсы. В ближайшие годы планируется удвоить количество выпускников столичных и федеральных колледжей, в значительной мере изменить программу подготовки и усовершенствовать материальную базу. Москва много делает для того, чтобы получить квалифицированные кадры.

«Москва, столица нашей Родины, — это не только политическая столица, но еще можно сказать, что сегодня это столица лучшего общепита, лучших ресторанов и кафе не только в нашей стране, но, я думаю, одна из лучших в мире. Это такой высокий бренд, который надо поддерживать. С учетом того, что у нас делается сегодня на рынке труда, важно, конечно, увеличивать количество студентов, выпускников, что мы и делаем, и выводить качество образования на другой уровень. Чтобы ребята приходили к вам полностью готовыми специалистами», — заявил Сергей Собянин.

Сергей Кравцов также поздравил студентов колледжей и вузов с Днем студента и отметил, что система среднего профессионального образования в столице активно развивается.

«Я тоже присоединяюсь к поздравлениям с наступающим Днем студента. И студентов колледжей мы чествуем, и студентов вузов. И хочу сказать, что сегодня, находясь в колледже, мы видим, как сильно развивается система среднего профессионального образования. Мы сегодня пообщались с преподавателями, которые более 20 лет работают в системе и говорят, какие серьезные изменения произошли. Буквально в 1990-х годах в колледжи мало кто шел. Сегодня с каждым годом колледжи все престижнее и престижнее. Действительно, вы получаете профессию, вы уверенно смотрите в будущее. Для этого есть все возможности у нашей страны, у Москвы, и поэтому хочется вам пожелать, чтобы в хорошем смысле тот задор, который у вас есть, как можно дольше сохранялся в ваших сердцах», — отметил Министр просвещения Российской Федерации.

По его словам, все больше растет востребованность среднего профессионального образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» со следующего года по поручению Президента России будут ремонтироваться колледжи и будет улучшаться их материально-техническая база. По официальному прогнозу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, к 2029 году 70 процентов востребованных специальностей составят именно рабочие. Это те профессии, по которым обучают в колледжах.

«Поэтому я хотел всех поблагодарить вообще за то внимание, и вас, Сергей Семенович, лично, которое вы уделяете в целом системе образования. Сегодня Москва — признанный лидер не только в нашей стране, но и в мире по качеству образования, в том числе школьного образования. Активно развиваются колледжи, строятся детские сады. И мы видим отдачу. Это очень влияет и на экономику города, и на экономику страны в целом. И лучший опыт мы перенимаем уже для федерального», — подчеркнул Сергей Кравцов.

По словам Анны Мельниковой, директора Московского образовательного комплекса «Запад», трансформация образовательных программ начиналась вместе с коллегами из столичных заведений общественного питания, системы образования и профильных общественных организаций. Сейчас более 70 процентов занятий составляют именно практические. Это дает свои преимущества — по окончании первого курса студенты уже получают профессию и могут работать по специальности.

Одно из ключевых направлений модернизации среднего профессионального образования в Москве — масштабное переоснащение колледжей современным оборудованием. В течение нескольких лет планируется переоборудовать или создать заново около 2050 лабораторий и мастерских. Это позволит проводить практические и лабораторные работы на современном технологическом уровне с применением оборудования, которое используется на городских предприятиях.

«Сегодня в колледжах Москвы учатся больше 270 тысяч ребят. В планах на ближайшие годы — удвоить количество выпускников. Но важно, чтобы они получали самые актуальные знания, которые помогут перспективно трудоустроиться. Для этого оснащаем колледжи оборудованием для практических и лабораторных работ. Так, к сентябрю 2024 года открыли и модернизировали порядка 650 учебных лабораторий и мастерских», — написал Мэр Москвы в своем телеграм-канале.

В 2025-м их количество планируют довести до 1450, а в период с 2026 по 2027 год — обновлять еще по 300 мастерских ежегодно.

Один из примеров такого комплексного переоснащения — создание кулинарного полигона практической подготовки в Московском образовательном комплексе «Запад». В 2022–2024 годах в помещениях колледжа по адресу: Бобруйская улица, дом 23 прошел ремонт. Для студентов закупили новейшее холодильное оборудование, шкафы шоковой заморозки, пароконвектоматы, посудомоечные машины, конвекционные печи и индукционные плиты, а также производственную мебель, инвентарь и посуду.

Новый полигон площадью свыше двух тысяч квадратных метров — это современное двухуровневое пространство, максимально приближенное к реальным условиям работы поваров и кондитеров на предприятиях общественного питания.

Полигон включает в себя семь инновационных учебных зон, или лабораторий. В зоне «Кухня учебного ресторана» площадью 270 квадратных метров студенты могут осваивать технологии и практические навыки в области поварского дела, кондитерского искусства и хлебопечения. Она рассчитана на 30 рабочих мест. Зона «Учебный ресторан» площадью 240 квадратных метров и такой же вместимости представляет собой пространство в стиле лофт, где студенты изучают все аспекты ресторанного сервиса, включая прием заказов, обслуживание гостей, взаимодействие с кухней и соблюдение стандартов качества.

Для проведения мастер-классов созданы две зоны «Демонстрационная студия». Они оборудованы современными островными кухнями и экранами, что позволяет проводить трансляции в режиме реального времени. Площадь одной студии составляет 117 квадратных метров, а вместимость — 24 человека, площадь второй — 61 квадратный метр, а вместимость — 30 человек.

В зоне «Лаборатория кондитерского дела» площадью 137 квадратных метров студенты обучаются приготовлению и оформлению сладких блюд, десертов и напитков. Оборудование позволяет создавать как простые изделия, так и сложные скульптуры из шоколада и карамели. Пространство рассчитано на 30 рабочих мест с возможностью организовать работу бригадами до трех человек в одном боксе.

Зона «Лаборатория поварского дела» площадью 240 квадратных метров служит учебным полигоном для отработки навыков всего цикла приготовления продукции — от подготовки полуфабрикатов до подачи разнообразных сложных блюд. Она оснащена современным оборудованием, в том числе для проведения демонстрационного экзамена и внеурочных мероприятий профессионального мастерства. Одновременно заниматься в лаборатории могут 36 студентов, в том числе бригадами в количестве до трех человек в одном боксе.

В зоне «Лаборатория пекарского дела» студенты учатся выпекать хлеб, мучные кондитерские и хлебобулочные изделия. Есть в ней также специально оборудованное помещение с особым температурным режимом для работы со слоеным тестом. Площадь лаборатории — 270 квадратных метров, она рассчитана на 30 рабочих мест, в процессе обучения можно вести видеотрансляцию. Также на территории полигона есть помещение для теоретических занятий и конференций, рассчитанное на 30 мест.

Практическую подготовку на кулинарном полигоне ежегодно будут проходить свыше тысячи студентов. Наряду со штатными преподавателями и мастерами производственного обучения для проведения занятий привлекаются шеф-повара и шеф-кондитеры партнеров-работодателей. В их числе — известные московские рестораны и кафе.

Московский образовательный комплекс «Запад»

Московский образовательный комплекс «Запад» — колледж индустрии гостеприимства, созданный в 1965 году. В его состав входит семь корпусов общей площадью 33,7 тысячи квадратных метров. Они расположены в районах Кунцево, Филевский Парк, Строгино, Хорошево-Мневники и Таганский.

В колледже обучаются 2959 студентов. Около 90 процентов из них выбрали направления «Поварское и кондитерское дело», «Индустрия красоты», «Гостиничное дело» и «Туризм». Также есть возможность выбрать финансы и торговое дело.

В штате образовательного комплекса — 244 сотрудника, включая 105 преподавателей, 22 мастера производственного обучения и 36 других педагогических работников. В прошлом учебном году колледж подготовил 565 молодых специалистов. Уровень трудоустройства выпускников достигает 90 процентов.

Начиная с 2019 года в колледже ведется масштабная работа по модернизации и переоснащению учебного пространства, включая обустройство новых лабораторий. На данный момент обновлено 35 лабораторий общей площадью около 3,5 тысячи квадратных метров.

На базе колледжа открыто 17 центров проведения демонстрационного экзамена по специальностям «гостиничный сервис», «гостиничное дело», «технология эстетических услуг», «технология парикмахерского искусства», «стилистика и искусство визажа», «лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства», «технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», «товароведение и экспертиза качества товаров», «банковское дело», «коммерция (по отраслям)», «повар, кондитер», «поварское и кондитерское дело».

Колледж является площадкой чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера» по компетенциям «Визаж и стилистика», «Кондитерское дело», «Лабораторный химический анализ», «Парикмахерское искусство», «Хлебопечение», «Эстетическая косметология» и чемпионата «Абилимпикс» по компетенциям «Поварское дело», «Карвинг», «Выпечка хлебобулочных изделий», «Выпечка осетинских пирогов» и «Ногтевой сервис».

Развитие системы среднего профессионального образования

Сейчас в столице действует 178 колледжей, включая 71 частный, 44 федеральных и 63 учреждения, подведомственных Правительству Москвы. В них обучаются более 270 тысяч студентов, в том числе почти 130 тысяч — в городских колледжах.

Среди студентов московских колледжей ИТ-отрасль выбрали 20,6 тысячи человек, промышленность — 20,1 тысячи, креативную индустрию и строительство — по 14,7 тысячи. Транспортная отрасль привлекла 14,2 тысячи студентов, здравоохранение — 13,4 тысячи, гостеприимство — 12,9 тысячи, образование и социальная сфера — девять тысяч, безопасность и право — 6,5 тысячи. Сферу финансов и торговли предпочли 3,2 тысячи человек, культуры и искусства — 1,5 тысячи, а спортивное направление привлекло 400 студентов. При этом доля выпускников городских колледжей, получающих работу по специальности, составляет 95 процентов.

В 2023 году создали дополнительную программу профориентации и профтестирования девятиклассников, которая познакомила ребят с широким выбором современных профессий и колледжами Москвы. Программа вызвала большой интерес среди подростков и их родителей. В прошлом учебном году более 60 тысяч девятиклассников были охвачены бесплатным профтестированием. По результатам приемной кампании 2024 года 76 процентов девятиклассников, которые поступили в колледжи на бюджет, ранее прошли программу комплексной профориентации.

В 2024 году Правительство Москвы вдвое расширило программу набора в городские колледжи для школьников, окончивших девять классов. В общей сложности для них создали 16 тысяч дополнительных бюджетных мест по таким популярным направлениям, как медицина, безопасность, финансы, информационные технологии, гостеприимство, креативные индустрии, промышленность, строительство и транспорт. В результате в прошлом году в городские колледжи поступили примерно 45 тысяч студентов, из них около 36 тысяч — на бюджет после девятого класса. Увеличение количества бюджетных мест удовлетворяет спрос молодых людей на получение перспективных и востребованных профессий и позволяет им уже в 18–19 лет начинать самостоятельную жизнь.

Планируется, что к 2030 году количество обучающихся в городских, федеральных и частных колледжах Москвы вырастет до 420 тысяч человек. На 53 процента увеличится прием в колледжи, куда ежегодно будут поступать более 150 тысяч студентов (в первую очередь выпускников девятых классов) из Москвы и других регионов. Также по программам среднего профессионального образования станут обучаться выпускники 11-х классов и взрослые люди, желающие получить востребованную и перспективную специальность.

Модернизация системы среднего профессионального образования

Расширение набора в колледжи — важная составляющая модернизации системы среднего профессионального образования (СПО), которую осуществляет Правительство Москвы. В ее основе лежат два базовых принципа:

— актуальность и востребованность — образовательные программы разрабатываются при непосредственном участии работодателей и профессиональных ассоциаций;

— практикоориентированность — студенты погружаются в профессиональную среду с первого курса обучения в колледже, а практические занятия составляют не менее 70 процентов всего времени обучения и проходят под руководством опытных наставников.

В рамках модернизации системы СПО проводят масштабную трансформацию инфраструктуры и содержания образования, которая подразумевает несколько направлений.

Постоянное взаимодействие с работодателями, работа под их запрос. Для этого формируется широкий пул партнеров, среди которых ГК «Ростех», Московский метрополитен, АО «Шереметьево безопасность», ПАО «МОЭК», АО «Концерн ВКО “Алмаз-Антей”», ООО «Главстрой», ПАО «МГТС», ПАО «Ростелеком», ГУП «Мосгортранс», ПАО «Сбербанк», ПАО «Газпром», ассоциация «Российские автомобильные дилеры», ООО «Инженерстрой», ООО «Спецград», АО «Московский автомобильный завод “Москвич”», АО «НПП “Торий”», холдинг «Объединенные кондитеры», «Кофемания», Novikov Group, «Рестораны Раппопорта», «Мясо & Рыба», «Росинтер ресторантс», Maison Dellos, WhiteRabbit Family, Alba Group, Hurma Group, VasilchukiRestaraunt Group, Soluxe, Lotte, Four Seasons, «Арарат Парк Хаятт», «Арарат Петровский Парк», MariottImperial Plaza, «Савой», The Ritz Carlton, Azimut Hotels (в том числе «Метрополь»), Cosmos Hotel Group, Radisson Hotel Group, группа Accor, группа «Сафмар» (в том числе «Националь») и другие компании. Всего — более трех тысяч работодателей.

В Москве реализуется уникальная практика — проведение квалификационного экзамена на присвоение разряда на базе компаний работодателей, которое идет в условиях реального производственного процесса. Его успешное прохождение дает студентам существенное преимущество — возможность получить разряд и предложение о трудоустройстве одновременно.

Кроме того, работодатели участвуют в разработке содержания и критериев оценки выпускного демонстрационного экзамена, а также входят в состав экзаменационной комиссии.

Обновление образовательных программ. Формируется новое содержание образовательных программ на основании профиля компетенций, составленного совместно с профессиональным сообществом и лидерами отраслей. Всего в городских колледжах обучают по 170 специальностям.

К 1 сентября 2024 года обновили 60 процентов программ, по которым сейчас учатся более 40 тысяч студентов колледжей.

К 2026/2027 учебному году все образовательные программы приведут к новому стандарту. Помимо этого, создадут систему постоянной трансформации программ под новые технологии, передовые отраслевые знания и изменяющиеся потребности рынка труда.

Основная задача — подготовить студента, способного приступить к полноценной работе сразу после выпуска из колледжа.

При этом за счет повышения интенсивности обучения уменьшаются его сроки. В этом учебном году количество четырехлетних программ в колледжах сокращено на 70 процентов, а со следующего все программы подготовки в системе среднего профессионального образования Москвы будут рассчитаны на два года для окончивших 11 классов и на три года — для выпускников-девятиклассников.

Мультидисциплинарность и повышение разрядности. Студенты получают возможность за время обучения освоить не одну, а две или даже четыре профессии. Это повышает конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда.

Например, по специальности «технология машиностроения» выпускник получает основную квалификацию «техник-технолог», а также возможность работать по профессиям «станочник широкого профиля», «наладчик станков и манипуляторов с программным управлением» и «контролер станочных и слесарных работ».

Город задает обязательный уровень качества подготовки по каждой профессии. Минимальным стандартом уровня квалификации станет третий разряд, а по некоторым специальностям — четвертый.

Ранее выпускники колледжей получали не выше второго разряда. Их не допускали к сложным видам производства, ребят приходилось доучивать. Как следствие, это формировало невысокий уровень оплаты труда молодых специалистов.

Цифровизация обучения с использованием сервисов «МЭШ Колледж». С сентября 2024 года педагогам и студентам 47 городских колледжей для подготовки к занятиям стали доступны электронные сервисы «Московской электронной школы» («МЭШ»). Это повысило качество обучения и сделало учебный процесс более доступным и удобным для всех участников.

Сейчас проводится доработка «МЭШ» под особенности и задачи профессионального образования, которая завершится к 2026 году. Будут введены специализированные формы контроля и аттестации, портфолио студента, электронная зачетная книжка, созданы личные кабинеты студента и преподавателя, а также электронная библиотека материалов для преподавателей.

Библиотеку «МЭШ» наполнят набором материалов для обеспечения современных форматов и технологий обучения: электронными сценариями уроков, включающими видеозадания, тестами, интерактивными приложениями, виртуальными лабораториями, электронными учебными пособиями и цифровыми учебниками.

Улучшение материально-технической базы СПО. В индустриальном парке «Руднево» работает площадка практической подготовки студентов колледжей Москвы. Еще две аналогичные — «Печатники» и «Юг» — планируют открыть в 2025 году. Их образовательные мощности позволят ежегодно обучать 20 тысяч студентов, а также взрослых, желающих получить новую специальность.

Идет масштабное оснащение колледжей современным оборудованием. К сентябрю прошлого года обновлено и создано около 650 учебных лабораторий и мастерских. В 2025-м будет модернизировано уже 1450 мастерских, а в 2026 и 2027 годах — еще по 300 мастерских.

Всего планируют переоснастить около 2050 лабораторий и мастерских. Это позволит проводить практические и лабораторные занятия на современном технологическом уровне с применением оборудования, которое работает на предприятиях города.

В планах — строительство семи инновационных образовательных кампусов общей площадью почти 400 тысяч квадратных метров для размещения более 60 тысяч студентов. Среди них — колледжи в сфере креативной индустрии, ИТ, здравоохранения, гостеприимства, промышленности, транспорта, строительства и других.

Здания проектируют под современные технологии обучения и на основе лучших мировых практик. Это будут эргономичные помещения с комфортной образовательной средой, способные создать эффект полного погружения в профессию.

В новых кампусах разместят мастерские, а также внутренние и внешние полигоны полного производственного цикла для отработки комплексных навыков студентов в условиях, приближенных к реальным. Образовательное пространство будет включать в себя коворкинги и трансформируемые помещения для групповой и проектной работы.

Кроме того, в планах — капитальный ремонт зданий Московского технологического колледжа и Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» — всего три корпуса общей площадью 50 тысяч квадратных метров.

К 2031 году предусмотрено полностью обновить инфраструктуру городских колледжей.

Расширение программы профориентации школьников. С 1 сентября 2024 года в программе комплексной профориентации приняли участие свыше 25 тысяч девятиклассников. Более 10 тысяч ребят попробовали выбранные профессии на практике в технологичных мастерских и лабораториях столичных колледжей, свыше трех тысяч человек побывали с экскурсиями на ведущих предприятиях города, включая промышленные, транспортные и финансовые компании, организации в сфере моды и гостеприимства. Всего в этом учебном году участниками программы станут более 70 тысяч девятиклассников.

Одним из новых направлений является форма наставничества «студент — школьник». Учащиеся старших курсов посетят школы и расскажут об обучении в колледжах, поделятся своими историями успеха и помогут ребятам сделать правильный выбор.